haritonoff (haritonoff) wrote,
haritonoff
haritonoff

Разгуляй

Когда-то в устье Егошихи, пишут, заходили небольшие барки. Больше не заходят. А устье Егошихи – выход коллектора на камской "бетонке" вблизи речного вокзала – сегодня выглядит так:



Впервые это место упомянуто в переписи Л.К. Елизарова в 1647 году: где-то здесь, на месте железнодорожных путей захиревшего пассажирского вокзала Пермь I, или корпусов мотовозоремонтного завода, под которым ныне протянулся егошихинский коллектор, располагался двухэтажный починок в совместном владении Строгановых. К 1678 году он превратился в деревню на семь дворов, населенную преимущественно Брюхановыми.



Потом пришел Татищев, безжалостный к врагам, осмотрел берега Камы и в 1720 году рядом с Брюхановкой заложил Егошихинский медеплавильный завод. Деревенька влилась в состав поселка при заводе, населенного строителями, специалистами горнозаводского дела и работниками торговых и иных заведений, набранных из окрестных деревень и сел.



В 1723-25 были построены завод и крепость, остатки деревянных бастионов которой были обнаружены на рубеже XX-XXI веков при строительстве квартальчика элитных таунхаусов, прозванного в народе Кузяевкой:



К 1730-м – 1750-м годам Егошихинский завод превратился в крупный торговый и военно – административный центр с Петропавловской церковью, заводской конторой, домом управляющего, гауптвахтой, пристанью. Название Разгуляй появляется ближе к концу XIII века – неподалеку находился и питейный дом, где заводской и пристанской люд пропивал честно заработанные. Протоиерей В. Попов, впрочем, в книге по истории Пермской епархии приводит более благопристойную версию происхождения названия, связанную с заводским прудом, по которому в выходные дни прогуливались на лодочках конторские.





В 1780 года поселение Егошихинского завода переименовывается в город Пермь, а еще через сто лет, после запуска в эксплуатацию горнозаводской железной дороги, и без того занимавший крайне удачное по тем временам положение город превращается в один из основных транспортных узлов Урала: железнодорожное полотно здесь подходило почти вплотную к пристаням, и товары и грузы с верховьев Камы, Сылвы, Чусовой и снизу, с Волги, порой перегружали по специальным сходням с барж и пристаней-дебаркадеров прямо в вагоны, не ступая на берег. До постройки КамГЭС река в паводки, порой, подступала к самой насыпи, заливая прибрежные кварталы – сохранился снимок подтопленного здания бывшей конторы товарищества пароходства и транспортирования грузов "Ф. и Г. Братья Каменские". Дом этот (рядом с магазином "Речник") сохранился до сих пор и его при желании даже можно купить:





Длинное унылое двухэтажное здание рядом с ним – бывший складской лабаз – было построено еще при губернаторе Модерахе и в начале ХХ века принадлежало некоему инженеру-технологу И.М. Любимову:



Дном заводского пруда была вот эта заболоченная котловина с останками "мичуринских садов" по склонам, а на месте плотины располагается построенная в советское время мебельная фабрика, перед территорией которой Егошиха как раз и скрывается в коллекторе:







До мичуринцев, в сороковых годах ХIХ века, по этим склонам колготился Родерик Импи Мурчисон... Два предыдущих снимка сделаны в противоположные стороны с пересекающего лог старого трамвайного моста:





Трамвай в Перми планировали пустить еще при империи – был составлен подробный и полный проект, предусматривающий трассы линий, размещение депо, подстанций, проживание персонала и даже успели заказать 20 трамваев, однако помешала Первая Мировая. Поэтому строить начали только в 1916 и за год успели построить здание трамвайного депо, дом управляющего, и мост через речку Иву в Мотовилихе, куда должна была быть проложена первая линия. Под мостом на Иве (который ныне тоже коллектор) сейчас утки живут:





А здание бывшего депо – вот оно, тоже на Разгуляе:





Обратите внимание, что и травайное депо, и старые корпуса железнодорожных мастерских, построенные в конце XIX в., выдержаны примерно в одном стиле:



Осенью 1917 резко стало не до трамваев, потом начале 20-х проводились эксперименты с паровым омнибусом... вот ЭТО, состоящее из парового катка, запряженного в фургон, снятое папарацци на перекрестке, где сейчас ЦУМ:



К 1926 омнибус отринули, по будущему маршруту трамвая пустили автобус, и наконец, в 1929 году в Перми наконец-то появился трамвай – первая линия прошла от Сада Свердлова до Перми II – как нынешний 4 маршрут, только не через северную дамбу, которой тогда еще не было, а через вот этот вот мостик внизу постройки 1920 года (и по Ленина на всем протяжении, без сворота на Петропавловскую, но это к делу не относится), и ездили по нему до 1959 года. Депо просуществовало как депо до 1968 – тогда старые двухосные трамвайчики стали заменять на четырехосные, а они сюда уже не влазили.

За депо – собственно сам Разгуляй:

















Смотрите также: пост про Прокудина-Горского и другие посты серии "Машинка времени".

Рассказ про Разгуляй появился благодаря турбюро "Краевед", klyaksin`e, Милане и экскурсии "Дебри Разгуляя".
Tags: Машинка времени, Пермь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments