haritonoff (haritonoff) wrote,
haritonoff
haritonoff

Конец Розы Хутора



Собственно, вот он:



За крайним подъемником - площадка для разворота машин. Всё. А что дальше? Дальше - лишь каменистая грунтовка с лавинными галереями, да так же шумит по камням мутно-голубой ледниковой водой Мзымта,





потом дорога уходит в сторону от реки, пограничный, потом егерский кордон - и заповедник.



Чтобы понять землю, хорошо пройтись по ней пешком - так видно больше интересного. Можно увидеть, как в стороне от дороги молча, ни шороха, мигрирует себе куда-то стадо кабанчиков:







напиться минералки из родничка с пузырьками



полюбоваться перекатыванием лошадки туда-сюда



Лошадей и коров – причем в горных стадах чаще встречаются годовалые бычки, чем молочные коровы, их и нужно больше: источник шашлыка в отличие от источника матэкъуае одноразовый – держат местные жители





Предки местных шапсугов и других адыгейских субэтносов жили в этих долинах еще четыре тысячелетия назад, во времена Аркаима и задолго до него, только в отличие от множества других племен кавказские горцы никуда не уходили, великие переселения народов не коснулись их.



По склонам гор, в районах, совпадающих с историческим ареалом распространения черкесских языков, до сих пор стоят остатки гробниц еще бронзового века.



Некоторые из них показывают туристам, и современные дикари периодически устраивают вокруг них доморощенные ритуалы, один нелепее и похабнее другого, и сочиняют современные мифы и суеверия.



А когда-то, за две тысячи лет до рождения Христа, эти мегалиты служили семейными усыпальницами и одновременно храмами Предков. Вокруг некоторых из них сохранились площадки для совершения обрядов. Каких? Теперь сложно сказать...



На этом камне сохранились древние идеограммы:



Как показали раскопки немногих оставшихся нетронутыми дольменных захоронений, некоторые такие сооружения могли содержать до семидесяти тел, положенных в них в разное время на протяжении лет пятисот – если бы у вашей семьи был такой склеп, то самые старые ваши родственники, которые в нем покоились бы, были бы современниками Ивана Грозного. А так знаете, как звали вашего хотя бы прапрадеда? Такой дольмен на семьдесят персон служил святыней одной семье или одному роду, насчитывавшему человек тридцать – мертвой родни было больше, чем живой, и она была не мертва, пока о ней помнили: отдельных религиозных сооружений не сохранилось, духовная жизнь вращалась вокруг культа пращуров. На постройку жилья для живых затрачивалось куда меньше усилий – дома жителей дольменной культуры Западного Кавказа были турлучными: по контуру жилища втыкались вертикальные палки, переплетались прутьями и обмазывались глиной, кое-где тут до сих пор такое строят. Культ Предков был связан с Небом. Кое-где попадается другая разновидность мегалитов – менгиры, предположительно астрономического назначения:



А здесь гробница совмещена с визиром:



В день летнего солнцестояния тень от зубца скалы на восходе солнца – выходе его из-за горы на противоположной стороне ущелья – ложилась точно посередке на крышку склепа. Хм, ну и что с того? А крышка утеряна, возможно, тысячи лет назад, когда сооружение было целым и новым, смысл был бы яснее. Календарь?



Отверстия такого размера, чтобы в упор пролез не сильно упитанный человек. Запах падали вокруг дольменов не стоял – тела помещали сюда уже очищенными от плоти, возможно, после определенного срока в обычной могиле. Отверстие закрывалось каменной же пробкой.



Вынув ее, можно было пообщаться с миром мёртвых



В конце II тысячелетия до Р.Х. что-то произошло – многие дольмены были расколоты и разграблены еще тогда. Наиболее поздние гробницы сделаны не с отверстиями, а с зацело вытесанными имитациями каменных пробок, а вход в них располагался где-нибудь сбоку и присыпался землей. Мир строителей дольменов сдвинулся с места или общество раскололось, и одни воевали с другими, стремясь уничтожить их святыни и источник силы. В адыгском эпосе присутсвуют одновременно два представления о дольменах – одно сказочное: это дома мифических карликов, разъезжающих на зайцах; но при этом же местные всегда помнили, что это дома души, дома для жизни в загробном мире. Потомки строителей дольменов почитали их, в некоторых таких гробницах были сделаны захоронения, сделанные через сотни и тысячи лет после того, как культура строителей навсегда изменилась.





…что-то я, как обычно, увлекся и свернул куда-то в сторону и закончил заупокой. Продолжим нашу прогулку позже.

Tags: Кавказ, доистория, естествознание в мире духов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments