haritonoff (haritonoff) wrote,
haritonoff
haritonoff

Categories:

Эволюция топора; часть 1

Если говорить о символе "каменного века" для обывателя, то это будет, наверное, каменный топор. В виде такой грубой кувалды. Которой бомжеподобные дикари били по башкам друг друга и мамонтов.


Слева: "каменный топор древнего человека", сделанный в процессе игры современным городским ребенком в соответствии со стереотипными представлениями. Справа: настоящий каменный топор южноамериканских индейцев.

А между тем реальные первобытные люди, по-видимому, вообще не использовали топор в качестве оружия (ну, разве что в качестве "треснуть, чем под руку попалось" в критической ситуации, а чтобы целенаправленно с ним на войну или охоту идти – нет). Для убийства дичи и врагов у них имелись копья, дротики, многочисленные разновидности палиц, пращи, духовые трубки, луки… А первобытный топор был прежде всего инструментом, причем довольно изящным и функциональным, который жаль почем зря похабить о блок чужой дубиной. Наблюдения этнографов за жизнью современных первобытных племен в бассейне Амазонки говорят о том же: топор для неиспорченного цивилизацией индейца – исключительно инструмент, а не оружие. А как же стереотипный образ индейца с томагавком? О нем позже.


Каменный топор тлинклитов, Аляска.

Топору – если считать топором именно двусоставное орудие, рубящее лезвие, закрепленное перпендикулярно к рукояти, а не просто каменное рубило – где-то 30 тыщ лет. Соединение двух элементов было непростой инженерной задачей. Делать отверстия в камне в принципе умели, но подобный прием резко увеличивал толщину каменного "лезвия" и "угол заточки" и разом превращал предполагаемый топор в колун или молот, в лучшем случае "тесло", не разрубающее древесные волокна, а мозжащее их. Поэтому настоящий топор не насаживали на топорище, а, наоборот, вставляли в него и связывали их вместе жилами животных или полосками кожи.



Конструкция относительно хрупкая, поэтому как только люди научились ковать и плавить металлы, кое-где стали изготовлять медные... топорища, а "клинки" продолжали по старинке делать из камня, они были эффективнее – сколы кремня или обсидиана имеют чрезвычайную остроту, недоступную медной пластине. Однако металлическое острие было хоть и менее острым, зато и менее хрупким, чем каменное, а главное, "многоразовым" – лишний раз заточить медяшку гораздо проще, чем изготавливать новое каменное рубило и заново крепить его к рукояти. Эти соображения породили более "правильный" – металлический на деревянном топорище – топор. Поначалу такие изделия тупо копировали формой каменные аналоги (вверху):




Потихоньку металлическое лезвие стали делать более широким, а потом догадались ковать его из железной пластины, которую в горячем состоянии перегибали пополам, оставляя на месте сгиба отверстие-проушину – появилась возможность вставлять топорище в клинок, а не наоборот. Это позволяло экспериментировать с формой в зависимости от назначения конкретного топора и примерно тогда же – одновременно с распространением технологии – топор у разных народов прочно и надолго занял свое место среди видов холодного оружия в первую очередь как незаменимое средство для пробивания доспехов. В этом предмете соединились палица и клинок. А главное, топор был дешев и не требовал сложной технологии обработки железа – качества стали не играли такой роли, как при изготовлении мечей.



С этого момента можно долго рассказывать ( а точнее – написать толстую книгу) о его дальнейшей эволюции и классификации, порассуждать о преимуществах бердыша перед алебардой… но надо как-то себя ограничивать. Книги такие давно написаны, и выдержками из них набиты ресурсы, посвященные разного рода историческим реконструкциям.



Возьмем только одну линию развития – западноевропейский боевой одноручный топор. Судьба его занимательна.

Когда расширяющаяся Римская империя всерьез столкнулась с франкскими племенами, излюбленным оружием тех была знаменитая франциска:



Топорики эти уже имели совершенную, опробованную временем, форму и применялись как в ближнем бою – франкские воины были известны своим умением отсекать конечности и раскраивать черепа – так и в качестве своеобразной артиллерии. До того, как две армии сходились щит к щиту, врага поджидал полноценный залп. Вращающиеся топоры, врезаясь в ряды противника, разили и калечили, разбивали строй, оглушали ударами топорищ и обухов… римляне, со своей стороны, и сами не дураки были покидаться пилумами перед рукопашной. Это были такие своеобразные дротики… но не будем отвлекаться.


Франциска. Топор был символом франского воина. Он никогда не расставался с ним при жизни и с ним уходил в могилу — его клали на ноги покойника.

С развитием рыцарства (читай – совершенствованием и утяжелением доспехов) топор стал вторым оружием после меча. Формы его разнообразились. К XV веку основным типом европейского боевого топора стал одноручный топор практичной Г-образной формы на прямой, часто металлической рукояти. Вес его составлял в среднем 1,2 кг, а длина 80—90 см. На обухе находился шип-пробойник, крюк или чаще всего чекан.







Внизу: интересный тип топора – валашка – сложился в Карпатском регионе. Он имел очень небольшое лезвие длиной около 7 см и миниатюрный обух и служил как топором, так и тростью. Им можно манипулировать почти как палкой. Валашка была и оружием местных разбойников и, как и в других регионах, символом достоинства и богатства. Такие топоры часто инкрустировались, украшались резьбой и драгоценными металлами.



К XVI веку, с распространением огнестрельного оружия, боевой топор начинает вырождаться – становится почетным, парадным оружием или, того пуще, оснащается различными хитрыми приспособлениями вроде скрытого кинжала на пружине в рукояти, вылетающего при встряхивании. Венцом подобного изобретательства стал крикет – гибрид топора с пистолетом, дуло которого находилось в торце, у лезвия, а само топорище служило стволом и рукоятью.





Подобные мутанты широко распространились во второй половине XVI столетия, а к XVII веку боевой одноручный топор как оружие в западной Европе благополучно вымер, однако европейские кузнецы к тому времени нашли новый обширный рынок сбыта…

Продолжение следует
Tags: военная история, доистория, история техники
Subscribe

  • (без темы)

    Пост предназначен для тех читателей, кто узнал происходящее на картинках несмотря на то, что до сих пор не знал о существовании сериала "Байки из…

  • Broken camouflage

    Без особого тщания, просто игрался с различными вариантами прозрачности... Бэкграунд - фото Дмитрия Чистопрудова; лицо персонажа - Гојко Митић.

  • Цзеху

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • (без темы)

    Пост предназначен для тех читателей, кто узнал происходящее на картинках несмотря на то, что до сих пор не знал о существовании сериала "Байки из…

  • Broken camouflage

    Без особого тщания, просто игрался с различными вариантами прозрачности... Бэкграунд - фото Дмитрия Чистопрудова; лицо персонажа - Гојко Митић.

  • Цзеху