haritonoff (haritonoff) wrote,
haritonoff
haritonoff

Categories:

Чердынь

Лета 6959 прислал князь великий Василей Васильевич на Пермскую землю
наместника от роду вереиских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за
сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына
тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню
.
(Вычегодско-Вымская летопись)



В XVI и XVII веках на территории Перми Великой существовали три округа: Усольский, с главным городом Усолье Камское, Строгановские вотчины и Чердынский, с главным городом Пермь Великая-Чердынь,



В эпиграфе – первое упоминание о Чердыни в письменных источниках. 6959 год – это по нашему 1451 от РХ. К этому времени всего в сотне километров к югу русские купцы уже лет двадцать качали рассол из чрева земного, однако год назначения на чердынский стол вассального Москве верейского князя можно считать моментом появления на Урале первого русского города. Вот он:



Появления – в том смысле, что Чердынь стала русским административным центром в Перми Великой. Пресловутый Ермолаич город не основывал и приехал не на пустое место – коми-пермяцкое городище существовало здесь по меньшей мере с XII века, Причем местные хоть пням и молились, однако не лаптем щи хлебали. А, к примеру, торговали с Персией через Волжскую Булгарию:


Это иранские серебряные блюда VII века в витрине чердынского музея. "На Ближнем Востоке воцарился ислам и запретил изображение людей и животных. Вот и поехали на Урал серебряные кубки и блюда, покрытые чеканными изображениями. А уральские шаманы нашли, куда приспособить посуду шахов. Солнце финно-угров на рогах нёс по небу Великий Лось. Земля для него была скверна, и он не мог на неё ступить. На камланиях шаманы раскладывали по земле серебряные блюда — по четыре, под каждое копыто Великого Лося. На блюда высыпали подношения богам — в том числе и самоцветы. От персидских блюд стало серебряным копытце оленя из сказа Бажова. Этот олешек — переосмысленный русскими Великий Лось". (А. Иванов)


А вот этот скромный, но симпатичный бронзовый котелок датирован VIII веком ДО нашей эры.


Скорее всего, этот меч пришел сюда с новгородцами…


Железо слева – XV-XVII веков, а бронза справа – амулеты в знаменитом пермском зверином стиле VII-X веков, "визитная карточка" древних Прикамья и Приобья.



Предполагают, что металлургами, отливавшими фигурки пермского звериного стиля, были женщины – литейные формочки, с помощью которых изготавливали такие изделия, обычно находят в женских захоронениях.


"Это не просто «художества» — это древняя, почти непонятная нам «система мира» с его членением на разные уровни, с его неуловимым перетеканием обличья в обличье, с его борьбой начал и мрачным, застывшим торжеством финалов. Страшные, как татуировки рецидивистов, эти маленькие изделия рисуют картину бесконечной и многообразной языческой вселенной". (А. Иванов)



Все эти находки выкопаны из-под земли, ибо в землю ушла и древняя, странная Великая Пермь, и былинная Чердынь времен вереинских князей. Устюжский летописный свод доводит до нас сведения о том, что в 1504 году "город згорел Чердынь и князь Матфей Михайлович великопермьский поставил город на Покче (в 5 км от Чердыни) новый". На следующий год и сам Матвей Михайлович был царским указом отстранен от княжения и направлен в Тулу, а на его место был прислан наместником князь Василий Ковёр. И только в 1535 году на Троицком холме – это здесь (откуда сделан снимок):

- под наблюдением московского дьяка Семёна Курчова был возведён деревянный кремль вот такого примерно вида:




В том же году настал черед сгореть Покче, куда после похода Фёдора Пёстрого была перенесена резиденция, и Чердынь вернула себе статус административного центра Перми Великой и заодно была официально признана городом.

Старая же крепость "Сердца Пармы" располагалась, насколько я понял, на соседнем холме:



Располагаясь на Чердынской (Вишерской) дороге, соединявшей европейскую часть России с Сибирью, а также вблизи места слияния нескольких крупных водных путей (Камы, Колвы и Вишеры) город был важным перевалочным пунктом перед Уральским хребтом, где останавливались на зимовку все двигавшиеся на восток караваны, и в XVI веке процветал, но открытая в 1597 г Бабиновская дорога, которая была в 4 раза короче Чердынской, постепенно перетянула на себя основной поток товаров, и Чердынь оказалась в стороне от больших торговых путей. В 1636 Чердынское воеводство было упразднено, промышленных предпрятий здесь не было, но Чердынь не захирела, а словно законсервировалась. Вот панорамы города, сделанные Прокудиным-Горским в 1913 году:



- так за сто лет ничего ведь практически не изменилось!





Во всем городе всего пара-тройка (буквально!) строений советского периода – включая какую-то опять же двухэтажную гостиницу силикатного кирпича и вот такой автовокзал барачного типа:


Во всем городе нет зданий выше двух этажей, исключая церкви и водонапорную башню:

- и та памятник архитектуры конца XIX века – видите синюю табличку? Тут куда ни плюнь – попадешь в архитектурный памятник.







На Урале в торговых городах – здесь, в Перми, в Кунгуре – сложился свой архитектурный стиль таких вот особнячков, так называемый "пермский купеческий".







Лавочки и урны )




Даже Ленин тут какой-то… дремучий.




Новых построек тоже немного и они не дисгармонируют.





Сельхозтехника начала прошлого века во дворе музея. Неповторимый шарм старых машин. Таких тракторов на постаментах, изначально памятников коллективизации, по Уралу полно, как и памятников-танков.


Часовня 85 убиенных родителей. 1913 год.


Наши дни. Часовня построена над братской могилой ратников, погибших в 1547 году в битве с ногайцами у заставы Кондратьевой Слободы, прикрывавшей Чердынь с юга. Защитники полегли все до одного, но не пропустили врагов на город – видимо, нанесли им серьезный урон, делавший продолжение похода бессмысленным. По легенде, тела воинов принесло в город на льдине по Колве.





Справа – бывшая Успенская церковь, а ныне музей истории веры, изначально созданный как музей атеизма. В раннесоветские времена создание богоборческих экспозиций зачастую было единственным способом спасения церковных древностей.






Чердынь – городок компактный, со строго прямоугольной планировкой улиц (он был отстроен почти с нуля после очередного пожара 1792 года по генеральному плану самого прогрессивного тогда типа) и очень четко очерченный – он заканчивается не постепенно, а сразу. Вот граница города, а сразу за ней – лес, причем тоже без всякого перехода, сразу настоящий.






Бывший центр города – это третий холм, на который был перенесен кремль с Троицкого холма. Слева – дом коменданта, старейшее сохранившееся гражданское здание города (1750 г.); справа – Преображенская (белая, обезглавлена) и за ней – Воскресенская церковь с колокольней.

Летом Чердынь такова:


















А сейчас надо идти – зима скоро.

Tags: Машинка времени, Средний Урал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments