haritonoff (haritonoff) wrote,
haritonoff
haritonoff

Categories:
За три десятилетия до нашей эры в Римской империи из официального пантеона богов неожиданно выдвинулся один, далеко не самый приметный и могущественный. Еще до этого римляне отождествили своих абстрактных богов-нуменов с антропоморфными греческими: Юпитера с Зевсом, Марса с Аресом, Венеру с Афродитой и т. д. Но не для всех нашелся эквивалент на местной почве – Аполлон, бог солнца и света, покровитель поэтов и музыкантов, встал рядом с "коренными римлянами" под своим прежним именем, с каким и пришел извне. Римское Феб было всего лишь эпитетом, означающим "сияющий, блистающий".

Выдвинуться ему помог не случай и не божественные силы, а вполне реальный, облеченный императорской властью человек – Август Октавиан. При нем Аполлон получил совершенно особенный статус, какого не имел ни до него, ни после. В Риме на Палатине, рядом с императорским дворцом был построен храм Аполлона, один из богатейших в империи. В честь Аполлона были переименованы Столетние игры, обычно связывающиеся с божествами плодородия и земли. И даже был учрежден особый день Аполлона – 23 сентября. Аполлон был покровителем рода Юлиев и, следовательно, самого Августа, усыновленного ранее Юлием Цезарем.

По легенде род Юлиев берет начало от легендарного Иула Аскания, сына Энея. Последний хорошо известен как один из защитников Трои. Согласно "Римской истории" Тита Ливия, Эней отбыл из Малой Азии и прибыл в Лаврентскую область Италии вместе с целой волной переселенцев из Троады, где встретил сюзников в лице племен венетов и лигуров, вставших под знамена троянских изгнанников. Вождь венетов Купавон, сын Кикна, приводит Энею свою дружину. Эней в конце концов находит общий язык с царем Латином и женится на его дочери Лавинии. Через некоторое время у них рождается сын Иул-Асканий. От отца он принимает божественного покровителя, оказывавшего поддержку Энею еще в Трое, и утверждает его культ на новой родине.

В памяти многих народов индоевропейской языковой семьи сохранились легенды о выходе их предков из-под Трои. Даже скандинавы размещали свою прародину в Великой Свитьод, которая ассоциировалась у них не то со степями Северного Причерноморья, не то с Малой Азией. Некоторые исследователи размещают в тех краях родину индоевропейцев как таковых.

Сама античная Греция и ее культура складывались в длительной и безжалостной борьбе многих народов. XVI-XIII вв. до н. э. – время расцвета Микенского царства и прочного господства ахейцев в Средиземноморье. Ахейцы пришли с севера в XXI в. до н. э., частью ассимилировав автохтонное на тот момент население Пелопоннеса – пеласгов и хетто-лувийцев, а частью вытеснив в Малую Азию. После Трои ахейцев так же потеснили и ассимилировали дорийцы, пришедшие в XII-XI вв. опять-таки с севера. И в памяти ахейцев дорийский Аполлон предстает не только чуждым богом, но и "великим губителем". По распространению культа Аполлона можно проследить направление вторжения северных племен в Грецию – некоторые ученые определяют его источник Средним Дунаем. Именно оттуда в период позднего бронзового века последовало вторжение воинственных северных племен и на Балканы, и в Грецию, и в Малую Азию. Эти племена связывают с т. н. Восточной культурой курганных погребений и племенами сколотов, выступивших из Причерноморских степей в XIV в. до н. э.

Истоки культа – на севере. Сам Аполлон ежегодно на зиму отправлялся в северные страны, там он хранил свои стрелы, там жили племена, особо почитающие его и пользующиеся наибольшим покровительством божества. Гипербореи же.ежегодно они отправляли на остров Делос к алтарю Аполлона священные дары, завернутые в пшеничную солому.

В ранний период своего существования на Балканах и в Средиземноморье Аполлон далек от классического эллинского образа – для древнего Аполлона характерно наличие растительных функций, близость к пастушеству и земледелию. Одновременно он демон смерти, убийства, освященных ритуалом человеческих жертвоприношений.

Как известно, Аполлон отправлялся на север в колеснице, влекомой лебедями, это его священные животные. На окраинах скифских поселений найдены остатки огромных кострищ со следами жертвоприношений и вырезанными фигурами лебедей. Знаменитый делосский алтарь Аполлона, сделанный из рогов коз, убитых Артемидой, имел на севере двойника – храм в Радигоще, в котором "опорные столбы были заменены рогами различных зверей". Праславянские зольники с крестообразными глиняными рогульками и алтари Аполлона из золы (сподии) с "рогатыми лепешками", и многие другие соответствия на севере и юге подтверждают мысль, что какое-то близкое к Аполлону божество, возможно, под иными именами, почиталось другими европейскими народами. У славян таким божеством являлся Купала. Такое заявление у большинства читателей поначалу может вызвать усмешку, подобно фоменковским псевдолингвистическим извращениям – Купала для большинства из нас сейчас всего лишь невнятный матрёшечный божок, известный только по обрядам одноименного праздника, да и те выхолощены христианами до состояния сусального фантика без конфетки.

Произношение Аполлóн попало в Россию через Францию, а потому приобрело свойственное французскому языку ударение на последнем слоге. В греческом же языке Аполлон имеет ударение на втором слоге, как и в английском – вспомним серию космических кораблей "Апóлло". На севере Италии долгое время сохранялся культ божества Купавона, сходный со славянским культом Купалы. Культ поклонения Купавону италийских венетов географически лежит между ареалами поклонения Купале и Аполлону, это середина и связующая область на пути гиперборейских даров. Даже на слух Купавон – нечто среднее между Купалой и Аполлоном.

Первоначально Аполлон – бог, связанный с Небом и Солнцем, стрелы его – жаркие лучи, которыми он губит посевы; одновременно он пастух и земледелец, которому приносят в жертву первые ростки различных растений, и в этом его вполне можно сравнить с тем, с кем связана идея Неба, Солнца, ритуальных костров в день летнего солнцестояния, плодородия, олицетворением которого он является – со славянским Купалой. Мать Аполлона – Лето, сестра – Артемида. Но и Купале Лада приходится матерью, а следовательно, Леля – его сестра. Лебеди Аполлона неразрывно связаны с водой, необходимейшей частью купальских празднеств, где вступают в противодействие огонь и вода.

Прыжки через костер характерны для купальских праздников, они же отличают обрядность италиков, с которыми мирно сжились энеты. Дары гипербореев всегда завернуты в пшеничную солому – из соломы и чучело Купалы. У праславян засвидетельствовано сжигание двух кукол – мужчины и женщины; вместе с тем в кострищах найдены человеческие кости. Во время июньских таргелий, посвященных Аполлону, "приносились человеческие жертвы: мужчину и женщину, увешав гирляндами, гнали вокруг города; а потом сжигали". Этнографические куклы – отголосок исторических человеческих жертвоприношений.

Аполлон – покровитель поэтов и музыкантов. Из сочинений Аристотеля и других авторов известно, что варвары слагали свои законы в виде песен, чтобы они не забывались, а передавались из поколения в поколение, ибо письменность им была неизвестна. Речь шла не только о законах, но и об исторических преданиях, культовых песнопениях, эпосе. Более поздние из них – былины, читавшиеся нараспев, знакомы и нам. Бог таких варваров, естественно, был для древних греков и покровителем народных певцов, а затем трансформировался в покровителей поэтов и музыкантов вообще.

Для Купалы характерны темы целебных трав, скота, угадывания и розыска кладов, змей, мифа о близнецах (Иван да Марья). Аполлон так же – целитель, пастух, гадатель, змееборец (убийца Пифона), и брат-близнец Артемиды. Они оба – стреловержцы и луконосцы (а в сознании греков варвары с древнейших времен и до поздних скифов – искусные лучники). Главные же функции Аполлона и Купалы – оба они являются божествами Солнца и солнечного света и вместе с тем не олицетворяют небесного светила – для этого есть соответственно Гелиос и Хорс. Тема солнца полностью пронизывает купальские обряды, вплоть до огненного колеса, которое спускают под откос в реку. Точнее, Купала – лишь одно из имен или прозвищ солнечного бога. Об этом в другой раз.
Tags: естествознание в мире духов
Subscribe

  • Финбош

    Текст и фотографии Алексея Яковлева botalex из поста ФИНБОШ. Речь пойдет об одном из самых удивительных растительных сообществ…

  • Фламинго над Андами

    Не фотошоп. (с) Ben Hall.

  • История амфибий-IV: Euskelia

    Часть 1, Часть 2, Часть 3. Эриопс-то из третьей части (помните эриопса?) не зря изображен сидящим в луже с гордо поднятой головой: в отличие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments